Сафонова Анастасия Сергеевна

Воспитатель МБДОУ "Золотой ключик" с.Покровское

Долгосрочный проект в старшей группе «Юные мыслители»

Актуальность темы.

Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Элементы логики уже традиционно входят в программу математического образования дошкольников. Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях они основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.

Ведущая идея: Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.

Цель проекта: создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников.

Объект проекта: процесс развития логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет работы: содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза проекта: развитие логических приемов мышления, сравнения и классификации у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса игр.

Задачи:

- развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение;

- развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

- развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

- провести анализ содержания работы по развитию логических приемов мышления в образовательной программе ДОУ.

 - сделать подбор комплекса игр для развития логических приемов мышления старших дошкольников, определить условия их организации.

Методы проекта: наглядные, практические, исследовательские.

Проект долгосрочный, исследовательский.

Срок реализации: сентябрь – май 2018 – 2019 года.

 

 

Календарно – тематическое планирование

работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

 

Задачи

Средства реализации

Сентябрь

1.

Развитие речи, мышления.

 

Словесно – логические игры и упражнения: «Почему один лишний?», «Назови, одним словом».

2.

Развитие наблюдательности, творческого воображения.

Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено»

Игры с блоками Дьенеша: «Помоги муравьишкам», «Страна муравия», «Построй дорожку» и др.

3.

Развитие находчивости, сообразительности, умения считать.

«Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один»

4.

Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет

Словесно – логические игры и упражнения :«Что объединяет?»,

Октябрь

1.

Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты.

Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками»: «Засели домики», «Заполни аквариумы» и др.

2.

Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий).

«Необычные фигуры» (блоки Дьенеша)

3.

Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ

Подбери заплатку к коврику», «Чего не хватает».

4.

Развитие комбинаторных способностей.

Игры – головоломки со счётными палочками

5.

Развитие речи, памяти, внимания.

Словесно – логические игры и упражнения

Ноябрь

1.

Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами).

«Кубики для всех» ,Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы.

2.

Развитие умения сравнивать.

«Найди отличия», «Четвёртый лишний»; игры с блоками: «Две дорожки», «Поймай тройку».

3.

Развитие речи, внимания.

Логические задачи.

Декабрь

1.

Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения,

Игры с «цветными числами»

(палочки Кюизенера)

2.

Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

«Игры – головоломки», «Что изменилось».

3.

Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.

«Чудесный мешочек», «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками).

4.

Развитие речи, мышления

Словесно – логические игры и упражнения: «Закончи предложение», «Дополни ряд».

Январь

1.

Развитие умения кодировать практические действия числами.

Игры с числовым кубиком и фишками.

2.

Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ

Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний».

3.

Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.

Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д.

Февраль

1.

Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.

«Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры.

2.

Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения.

Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д.

3.

Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам.

Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?».

4.

Развитие речи, мышления.

Словесно – логические игры и упражнения: «Подбери слово по аналогии»

Март

1.

Развитие произвольного внимания, зрительной памяти.

«Чудесный мешочек», «Что изменилось».

2.

Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам.

Игры с блоками: «Дорожки», «Домино», Игры с картинками, с игрушками: «Чем похожи и чем отличаются»

3.

Освоение понятий: точка, прямая линия, отрезок, луч.

Игра «Геоконт», упражнения на листе в клетку.

4.

Развитие слухового внимания, памяти, речи.

Словесно – логические игры и упражнения : «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово».

Апрель

1.

Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом.

«Палочки Кюизенера», картинки, игрушки, цифры.

2.

Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.

Упражнения на сравнение двух групп фигур, упражнения с кругами Эйлера

3.

Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки.

Игры с блоками Дьенеша: «Найди свой гараж», «Найди свой домик», «Дерево»

4.

Развитие умения быстро подбирать нужное слово.

Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Продолжи ряд».

Май

1.

Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий.

Игры с блоками Дьенеша: «Построй дорожку», «Необычные фигуры».

2.

Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем.

Математические загадки, Игры – схемы: «Сколько вместе?», «Сколько осталось?»