Долгосрочный проект в старшей группе «Юные мыслители»
Актуальность темы.
Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Элементы логики уже традиционно входят в программу математического образования дошкольников. Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях они основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.
Ведущая идея: Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.
Цель проекта: создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников.
Объект проекта: процесс развития логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет работы: содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза проекта: развитие логических приемов мышления, сравнения и классификации у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса игр.
Задачи:
- развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
- развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
- развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.
- провести анализ содержания работы по развитию логических приемов мышления в образовательной программе ДОУ.
- сделать подбор комплекса игр для развития логических приемов мышления старших дошкольников, определить условия их организации.
Методы проекта: наглядные, практические, исследовательские.
Проект долгосрочный, исследовательский.
Срок реализации: сентябрь – май 2018 – 2019 года.
Календарно – тематическое планирование
работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
|
Задачи |
Средства реализации |
Сентябрь |
||
1. |
Развитие речи, мышления.
|
Словесно – логические игры и упражнения: «Почему один лишний?», «Назови, одним словом». |
2. |
Развитие наблюдательности, творческого воображения. |
Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено» Игры с блоками Дьенеша: «Помоги муравьишкам», «Страна муравия», «Построй дорожку» и др. |
3. |
Развитие находчивости, сообразительности, умения считать. |
«Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один» |
4. |
Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет |
Словесно – логические игры и упражнения :«Что объединяет?», |
Октябрь |
||
1. |
Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты. |
Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками»: «Засели домики», «Заполни аквариумы» и др. |
2. |
Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий). |
«Необычные фигуры» (блоки Дьенеша) |
3. |
Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ |
Подбери заплатку к коврику», «Чего не хватает». |
4. |
Развитие комбинаторных способностей. |
Игры – головоломки со счётными палочками |
5. |
Развитие речи, памяти, внимания. |
Словесно – логические игры и упражнения |
Ноябрь |
||
1. |
Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами). |
«Кубики для всех» ,Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы. |
2. |
Развитие умения сравнивать. |
«Найди отличия», «Четвёртый лишний»; игры с блоками: «Две дорожки», «Поймай тройку». |
3. |
Развитие речи, внимания. |
Логические задачи. |
Декабрь |
||
1. |
Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения, |
Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера) |
2. |
Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки. |
«Игры – головоломки», «Что изменилось». |
3. |
Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности. |
«Чудесный мешочек», «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками). |
4. |
Развитие речи, мышления |
Словесно – логические игры и упражнения: «Закончи предложение», «Дополни ряд». |
Январь |
||
1. |
Развитие умения кодировать практические действия числами. |
Игры с числовым кубиком и фишками. |
2. |
Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ |
Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний». |
3. |
Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом. |
Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д. |
Февраль |
||
1. |
Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами. |
«Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. |
2. |
Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения. |
Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д. |
3. |
Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам. |
Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?». |
4. |
Развитие речи, мышления. |
Словесно – логические игры и упражнения: «Подбери слово по аналогии» |
Март |
||
1. |
Развитие произвольного внимания, зрительной памяти. |
«Чудесный мешочек», «Что изменилось». |
2. |
Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам. |
Игры с блоками: «Дорожки», «Домино», Игры с картинками, с игрушками: «Чем похожи и чем отличаются» |
3. |
Освоение понятий: точка, прямая линия, отрезок, луч. |
Игра «Геоконт», упражнения на листе в клетку. |
4. |
Развитие слухового внимания, памяти, речи. |
Словесно – логические игры и упражнения : «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово». |
Апрель |
||
1. |
Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом. |
«Палочки Кюизенера», картинки, игрушки, цифры. |
2. |
Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков. |
Упражнения на сравнение двух групп фигур, упражнения с кругами Эйлера |
3. |
Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки. |
Игры с блоками Дьенеша: «Найди свой гараж», «Найди свой домик», «Дерево» |
4. |
Развитие умения быстро подбирать нужное слово. |
Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Продолжи ряд». |
Май |
||
1. |
Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий. |
Игры с блоками Дьенеша: «Построй дорожку», «Необычные фигуры». |
2. |
Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем. |
Математические загадки, Игры – схемы: «Сколько вместе?», «Сколько осталось?» |