Сафонова Анастасия Сергеевна

Воспитатель МБДОУ "Золотой ключик" с.Покровское

Открытое занятие по развитию речи

в старшей группе «Краски осени»

Предварительна работа с детьми:

  • Составление описательных рассказов по сюжетным картинам
  •  Разучивание стихотворения М. Ивенсен «Осень»
  • Беседа с детьми о поведении во время открытых занятий.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ по сюжетной картине.

Оборудование и материалы для занятия в детском саду: Картина «Поздняя осень» художник М.Г. Пишванова; аудиозаписи для релаксации.

Тип занятия: комплексное занятие

Длительность открытого занятия: 35 минут.

Ход занятия:

         – Ребята, к нам сегодня пришли гости, чтоб посмотреть чему вы научились на занятиях. Давайте встанем и поздороваемся с гостями (Здороваются). А теперь садимся на стулья, руки кладем на колени и начинаем наше занятие. Ребята, перед началом занятия я бы хотела вам предложить послушать звуки природы и после прослушивания ответить на мои вопросы. (Дети слушают композицию «Звуки дождя»). Кто мне ответит звук чего мы сейчас слушали? (Звук дождя). А в какое время года мы часто можем наблюдать дождь? (Осенью).

Релаксация. Давайте мы с вами сейчас закроем глаза, и представим, что мы с вами гуляем по осеннему парку, под ногами шуршат опавшие разноцветные листья, с неба начинает срываться дождь, но он нам не страшен, потому что у нас есть зонтики.

         – А сейчас давайте медленно откроем глаза и посмотрим, как художник написал прогулку в осеннем парке. (Дети молча рассматривают картину)

- Давайте придумаем название для картины.( –«Осенний парк», «Дети гуляют осенью», «Поздняя осень» и т.п.)

- Посмотрите, как художник изобразил природу. На деревьях осталось немного пестрых листьев, ярко-красные гроздья рябины, темное небо… Как вы думаете к какому времени года подходят такие краски? ( - К поздней осени)

 - Кто изображен на переднем плане картины? ( - Дети. Два мальчика и две девочки)

- Несмотря на срывающийся дождь и ветер дети вышли в парк, чтоб полюбоваться природой и покормить птиц. Посмотрите, дети одеты согласно погодным условиям. Давайте перечислим, какую одежду можно надевать поздней осенью. ( - Осенью можно надевать теплую шапку, шарф, комбинезон, пальто, брюки, колготки, свитер, обувать резиновые сапоги)

- Что сделали ребята, чтобы у птиц зимой всегда был корм? ( - Дети сделали кормушки для птиц)

 - Что делает девочка в желтом комбинезоне? ( - Собирает букет). А как вы думаете, для кого она собирает этот букет? ( - Для мамы или бабушки)

 - А кому из детей точно не страшен дождь? ( - Для девочки в зеленом пальто) Почему вы так думаете? ( - У нее в руках зонт)

 - Посмотрите, как красиво с клена падают желтые, оранжевые листья. Они как бабочки кружатся в осеннем танце. А на что еще похожи падающие листья? ( - На снежинки, на бумажные самолетики) Какие еще деревья вы видите на картине? ( - Березу, рябину, дуб)

 - А что мы видим вдалеке? ( - Вдалеке мы видим лес и несколько елок)

 - Я могу сказать, что на картине ветреная погода. Как я это поняла? ( - Деревья наклонены, шарфы у детей развиваются от ветра)

 - Как еще можно назвать погоду на картине? ( - Пасмурная, ветреная, унылая, дождливая)

 - А что можно делать в такую погоду? ( - Гулять под зонтом в резиновых сапогах, любоваться листопадом)

- Сейчас я составлю рассказ по этой картине, а вы внимательно послушайте. Сейчас о картине расскажу я, а потом попрошу вас описать картину.

Рассказ по картине: Перед нами картина, которая называется… На картине изображена поздняя осень, потому что деревья уже сбросили свои золотые наряды, с неба срывается холодный дождь, дети оделись в теплую одежду. Дети пришли в парк, чтобы полюбоваться природой и накормить птиц. На переднем плане картины нарисованы дети: две девочки и два мальчика. Дети одеты в … Дети заботятся о птицах, и поэтому  принесли им заготовленные кормушки. Девочка в желтом комбинезоне собрала букет из листьев, чтоб подарить его маме. Возле детей изображены  деревья: береза, рябина, клен и дуб. Больше всего мне нравится рябина, потому что у нее яркие, красивые ягоды. Ветер с деревьев срывает последние листочки. Погода на картине ветреная,  пасмурная, унылая. С неба начинают срываться первые капли дождя. Мне нравится гулять поздней осенью по парку и любоваться яркими гроздьями рябины, слушать прощальные песни перелетных птиц, наблюдать за бесшумным танцем падающих листьев.

- Вот такой рассказ у нас получился. А сейчас давайте сами превратимся в листочки и покружимся в осеннем вальсе, напевая осеннюю песню:

ОСЕНЬ
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осеннним грибом.
(М. Ивенсен)

- Теперь давайте снова сядем на стулья, и я попрошу вас составить рассказ о картине. Я буду спрашивать вас по очереди, так как вы сидите. Спросить всех я не успею, но вы мне расскажете о картине в течение дня.

- Но перед тем как приступить к расскажу, давайте вспомним мой рассказ. С чего я начала свой рассказ? О чем говорила затем? Чем я завершила свой рассказ?

- А теперь составьте вы свой рассказ о картине, он может отличаться от моего, но главное скажите о названии, времени года, о том, что находится в центре картины и  вдалеке, о погоде и о своем отношении к поздней осени – нравится вам это время года или нет и почему.

3-4 ребенка составляют рассказ по сюжетной картине по цепочке.

- Какой хороший рассказ у нас получился. А в конце занятия я вам предлагаю прослушать произведение «Осень» композитора Петра  Ильича Чайковского. Давайте мы закроем глаза и под музыку каждый представит прогулку поздней осенью. А потом я спрошу у нескольких детей, что же они увидели на прогулке.

После прослушивания воспитатель опрашивает 3-4 детей.

- Ребята, наше занятие подходит к концу. Сегодня мы с вами рассмотрели картину «Поздняя осень»,составили рассказ по картине вначале все вместе, а потом вы самостоятельно составили свой рассказ, и прослушали красивое, мелодичное произведение Петра Ильича Чайковского. Давайте поблагодарим гостей и попрощаемся с ними.