Долгосрочный проект в средней группе "Природа - наш дом"
1. Актуальность проблемы.
Весь мир говорит о разных экологических катастрофах. Молчать не получается. Даже болезни у современных людей от плохой экологической обстановки. Люди уже достаточно долго разрушают и нерационально используют природные богатства, поэтому приходится думать, как исправить и вернуть нормальное состояние экосистеме.
Решением проблем, связанных с экологией занимаются во всем мире. От состояния нашей планеты зависит будущее всего человечества. Важно начать формирование бережного отношения к миру природы уже в дошкольном возрасте. Ведь все, что изучено в раннем детстве хорошо откладывается в подсознании человека, позднее менять мировоззрение человека сложно. И есть надежда, что работа в ДОУ по экологическому воспитанию даст хорошие результаты, станет начальной ступенью в экологическом образовании детей. И подрастающие поколения будут больше думать о природных ресурсах, беречь их.
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Основной задачей экологического воспитания детей является воспитание бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, доброты и человечности, умения видеть прекрасное вокруг. Дети испытывают потребность в общении с природой. Важно эту потребность удовлетворять, развивая у дошкольников представление о мире, значении природных ресурсов для жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
Проблема:
низкий уровень экологической грамотности, культуры у дошкольников среднего возраста.
Объект исследования: мир природы
Предмет исследования: вода, воздух, земля, растения, насекомые, птицы, животные.
2. Цель проекта: формировать у детей основы экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к объектам природы, экологическую культуру.
3. Задачи проекта:
- познакомить дошкольников с конкретными способами исследования объектов природы: развивать умение вести наблюдения за объектами природы; проводить простейшие опыты, делать выводы; экспериментировать, устанавливая связи между объектами природы и ролью человека в природе;
- развивать экологическое мышление в процессе проведения опытов, наблюдений, экспериментов;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе; поддерживать интерес к познанию окружающего мира;
- вызвать у детей желание помогать объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку;
- развивать умение видеть в предметах характерные свойства, признаки сравнивать и группировать предметы по определенным свойствам;
- повысить уровень родительской компетентности в вопросах формирования экологической культуры.
Тип проекта: долгосрочный проект.
Сроки реализации проекта: февраль – август 2018 г.
4. Этапы проекта:
- Подготовительный этап: постановка цели и задач, определение направлений работы, объектов и методов исследования. Выбор оборудования и материалов, изучение и подбор литературы (методической, научной, художественной по теме проекта).
- Основной этап: решение поставленных задач различными методами и приемами во всех видах детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы, коммуникативная, музыкально-художественная, двигательная, трудовая). Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей.
- Заключительный этап: обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций.
5. Предполагаемые результаты:
- Проявление стойкого интереса у детей к общению с природой, стремление к исследованию объектов природы, умение проводить опыты и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, отражать свои впечатления в разных видах деятельности, занятия поисковой деятельностью, участие в конкурсах экологической направленности различного уровня.
- Получение знаний о различиях живой и неживой природы, значении и свойствах воздуха, воды, почвы в жизни живых объектов природы, особенностях природы Ростовской области, умений отличать и называть характерные признаки разных времен года, объясняя причины их смены.
- Формирование знаний о жизни растений; условиях, необходимых для их роста; навыков правильного ухода за растениями в уголке природы, на участке детского сада за садовыми, огородными культурами, цветами.
- Закрепление представлений о разных животных, их детенышах, условиях их жизни, способах ухода за ними.
- Бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы, желание сохранить и приумножить природные богатства.
- Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе. Знакомство с праздником 22 мая – Международный день биологического разнообразия; с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретение собственных знаков, знакомство с профессиями эколога, зоолога, биолога и включение их в игровую деятельность.
- Уровень родительской компетентности по данному вопросу повысится, за счет активного вовлечения их в проектную деятельность.
- Пополнение предметно - развивающей среды в группе по изучению природы, увеличение числа насаждений на участке.