План по самообразованию воспитателя на тему «Подготовка дошкольников к школьному обучению»
на 2019-2020 учебный год.
Пояснительная записка
Для самообразования я выбрала тему «Подготовка дошкольников к школьному обучению». Этот вопрос актуален для меня, так как в 2019-2020 году воспитанники моей группы будут активно готовиться к переходу в начальную школу. Это важный этап в жизни ребенка и родителей. В начальной школе к ребенку будут предъявлять новые требования, он должен будет обладать определенными умениями и навыками. Чтоб переход в начальную школу был радостным событием для ребенка, его нужно подготовить к этому, нужно сформировать психологические, личностные, интеллектуальные составляющие.
Цель: изучение основных компонентов школьной готовности, организация работы по подготовке детей к обучению в школе.
План по самообразованию я составила с учетом занятости, на учебный год я запланировала 6 мероприятий. Форма самообразования: просмотр вебинаров, чтение методической литературы, изучение диагностических методик, написание статей для родителей на личном сайте.
Ожидаемые результаты:
- создание дидактических игр по подготовке воспитанников к школе;
- проведение консультации «Готовим руку дошкольника к письму», «Режим будущего школьника» для родителей.
№ |
Мероприятия |
Срок исполнения |
1 |
Просмотр международного вебинара "Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования" |
Сентябрь |
2 |
Просмотр вебинара «Формирование предпосылок учебной деятельности, мотивов учения и положительного отношения к школе как достижение современного качества дошкольного образования» |
Ноябрь |
3 |
Чтение методической литературы |
Декабрь-январь |
4 |
Просмотр вебинара «Диагностика психологической готовности ребенка к школе» |
Февраль |
5 |
Изучение диагностических методик по определению готовности ребенка к школе |
Апрель |
6 |
Ведение на личном сайте раздела «Подготовка к школе» |
В течение года |
Отчет по самообразованию
В сентябре я просмотрела вебинар на тему «Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования».
В вебинаре были раскрыты следующие вопросы:
- Концепция ФГОС ДО и ФГОС НОО.
- Готовность к обучению в школе: основные понятия.
- Какую роль в психологической готовности ребенка к школьному обучению играют родители?
- Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
- Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу?
- Подготовка дошкольников к письму.
- Диагностика готовности к обучению в школе детей 6–7 лет.
- Какие компоненты включает интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе?
В ноябре я просмотрела вебинар на тему «Формирование предпосылок учебной деятельности, мотивов учения и положительного отношения к школе как достижение современного качества дошкольного образования».
В вебинаре были раскрыты следующие вопросы:
- ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада.
- Приоритетные задачи преемственности дошкольного и начального школьного образования.
- Составляющие понятия «готовность ребенка к школе»: познавательная активность, самостоятельность, произвольность, инициативность и др.
- Предпосылки учебной деятельности как совокупности интеллектуальной, социальной, личностной и эмоционально-волевой готовности дошкольника к школе.
- Средства формирования мотивационной готовности ребенка к школе.
- Психологический портрет идеального первоклассника.
- Определение готовности ребенка к школе: диагностические методики.
В декабре я прочитала статью Н.И.Гуцаевой «Сущность и особенности предшкольной подготовки». В статье рассматривается проблема предшкольной подготовки детей 5-7 лет. Автором были выявлены сущность и особенности предшкольной подготовки, названы формы взаимодействия родителей и дошкольных учреждений для формирования готовности детей к школе.
В феврале я просмотрела вебинар на тему "Диагностика психологической готовности ребенка к школе"
В вебинаре были раскрыты следующие вопросы:
- Понятие и структура психологической готовности к школе: личностная готовность, умственная зрелость, произвольность регуляции поведения и деятельности.
- Требования, предъявляемые к психологической готовности детей при поступлении в школу.
- Личностная характеристика ребенка, подготовленного к школьному обучению.
- Рекомендации родителям по подготовке к школьному обучению.
В марте совместно с психологом было проведено анкетирование родителей на тему "Готовность моего ребенка к школе". Данные были представлены во время круглого стола с участие учителя начальных классов.
Все мероприятия были выполнены, знания, полученные в процессе самообразования, применялись ежедневно во время проведения НОД, совместной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями. Также дополнительно в рамках самообразования во время дистанционной работы мною были просмотрены вебинары по дистанционному обучению. Знания, полученные во время вебинаров, также были применены на практике.