Сафонова Анастасия Сергеевна

Воспитатель МБДОУ "Золотой ключик" с.Покровское

Я возвращалась домой, мне предстояло провести в автобусе несколько часов, и я обрадовалась, узнав, что мой сосед-попутчик – учитель. Есть общая тема для разговора, а за хорошим разговором и время быстрее пролетит. Но хорошего разговора не получилось: я слушала о тоннах ненужных бумаг, об унижающей человеческое достоинство зарплате. «Если они думают, что они нам платят, то пусть думают, что мы работаем!» - ища во мне поддержки, рубанул мой попутчик. А я смотрела на этого человека, и мне было его пронзительно жаль …

Японский писатель Харуки Мураками сказал: «Не насилуй душу не своей профессией. Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету». Если мы несчастливы в работе, если торопим часы рабочего дня, то, в конечном итоге, жизнь просто проходит мимо.

Я счастливый человек! То, чем я занимаюсь ежедневно, для меня не работа, а жизнь, жизнь в мире, где царствует непосредственность, чистота и честность мыслей. У этого мира есть имя – детство. Кто-то мечтает вернуться сюда хотя бы на час, а я выбрала профессию, которая дает мне бессрочный пропуск в этот мир. Я – педагог.

Мой педагогический стаж совсем мал, но это вовсе не значит, что я пребываю в иллюзиях, не понимаю всех трудностей, с которыми связана моя профессия. Древнегреческий философ Платон считал, что «государственная должность, состоящая во всевозможном попечении о воспитании мальчиков и девочек, - это должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве». Это напоминание о колоссальной ежедневной ответственности педагога перед его воспитанниками. В одном старом фильме звучит незамысловатая песенка, слова которой поражают своей глубиной и очевидностью:

«Что увидят эти точки? Что построят эти ручки? Далеко ли эти ножки уведут его? Как он будет жить на свете,

Мы за это не в ответе…»

А я в ответе. Глядя на своих малышей, я думаю об их судьбах, стараюсь понять, что могу сделать для них я?

Древняя мудрость гласит: «Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу». Вот с этого можно начинать. Детский сад - это место, где на протяжении всего дня у детей формируются разные привычки и нормы. В дошкольном возрасте малыши особенно легко и быстро впитывают всю информацию, поступающую извне, поэтому именно в этот период проще всего сформировать у ребенка правильные устои, которые потом сослужат добрую службу в его судьбе.

Каждый день педагог является примером для воспитанников. Находясь с воспитателем пять дней в неделю, ребенок начинает повторять его слова, поступки, эмоции, поэтому так важно почаще спрашивать себя: «А правильно ли я сейчас поступаю?», «Чему мой поступок, мои слова научат детей?» Другими словами, педагог обязан искоренить плохие привычки в себе, не допускать нарушения правил, которым он учит детей. Лишь тогда процесс воспитания, освобожденный от лжи и фальши, станет эффективным.

Наверное, что-то утопическое есть в этой идее: мы не боги, не безгрешные ангелы. Педагог – человек со своими слабостями. Но если ты готов меняться, ежесекундно помнить, сколько глаз смотрят на тебя, примеряя каждое твое слово, каждый поступок на себя, ты осилишь этот путь. Если же самовоспитание, самоограничение, подвижничество, жертвенность - все то, что всегда являлось стержнем личности педагога, тебе не по силам, не по нраву, «не насилуй душу не своей профессией»!

В своих воспитанниках я стараюсь формировать хорошие привычки, объясняя, чем они полезны, и почему не нужно делать наоборот. И я вижу положительный результат, когда родители детей с гордостью рассказывают, что ребенок не хочет переходить улицу в неположенном месте, что он вскакивает с пассажирского сиденья в автобусе и уступает место бабушке.

Однако правила, даже самые хорошие, не должны убить любознательности, желание познавать мир и творить. В воспитании детей я стараюсь находить золотую середину: сформировать у воспитанников те правила, которые помогут им различать понятия «хорошо и плохо», «добро и зло», «польза и вред», не остановив их творческого развития, непосредственности и любопытства.

Педагог – это не просто человек, работающий с детьми, а тот, кто уже не может обходиться без детских улыбок, объятий, глядящих в самое сердце глаз. Я нахожу себя в этом портрете. Жизнь без встреч с малышами, без их таких смешных, но очень точных рассуждений потеряет что-то очень важное в моих глазах. Я чувствую, что помогаю маленьким личностям стать замечательными людьми, с большим сердцем.

Детский сад, в котором я работаю, называется «Золотой ключик». В этом есть некий символ: именно там, в этом бежевом здании, спрятавшемся на краю районного центра от повседневной суеты, хранится ключик от счастливых судеб малышей и от моего счастья.