Сафонова Анастасия Сергеевна

Воспитатель МБДОУ "Золотой ключик" с.Покровское

Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности в старшей группе (5-6 лет) общеразвивающей направленности по теме: «Путешествие в страну Светофорию»

Цель: создание условий для формирования у дошкольников начальных навыков безопасного поведения на дороге через вовлечение их в решение проблемных задач посредством познавательной деятельности и художественно-эстетического творчества.

Обучающие задачи: сформировать представление об основных составляющих безопасного поведения на дороге, способствовать развитию навыков безопасного поведения на дороге, развивать умение дифференцировать цветовые сигналы светофора, ввести и закрепить понятие «фликер»; сформировать представление о назначении светоотражателя; расширить представления о видах транспорта.

Развивающие задачи: актуализировать и развивать познавательную мотивацию; способствовать развитию коммуникативных способностей; навыков самостоятельной деятельности; навыков конструирования при изготовлении фликера.

Воспитательные задачи: поддерживать проявление самостоятельности, инициативности; воспитывать культуру поведения на улице; воспитывать ответственное отношение к соблюдению правил дорожного движения; активизировать творческие проявления детей.

Новизна, практическая значимость.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма всегда была актуальна в детских дошкольных учреждениях. Данное занятие разработано с учетом требований ФГОС, а также с недавно принятыми правилами обязательного ношения светоотражателей детьми в темное время суток. Правила о ношении фликера гласят, что более эффективным будет ношение не одного, а нескольких элементов: спереди, сзади, по бокам. Новизна моего опыта заключается не только в знакомстве детей с понятием «фликер», но и с собственноручным его изготовлением. Познакомившись с процессом конструирования световозращателя на занятии, дети смогут сделать такие же элементы дома с родителями или в группе с воспитателем.

Новизна опыта заключается также в привлечении команды ЮПИД для проведения занятия, тем самым происходит передача опыта от одних воспитанников другим, появляется больше доверия и вовлеченности, потому что «они такие же, как и я».

Практическая значимость занятия в данном случае очевидна. Дети уже в таком юном возрасте каждый день являются участниками дорожного движения: как пешеходы, как пассажиры транспортных средств. Поэтому уже с младшего дошкольного возраста следуют учить детей правилам безопасного поведения на дороге. В этом возрасте набор знаний правил движения пока минимален: знание сигналов светофора, десятка дорожных знаков, умение обезопасить себя в темное время суток… Но уже с таким багажом знаний ребенок будет чувствовать себя увереннее на дороге. Разработанное мной занятие и подготовленные видео-материалы могут быть использованы любым педагогом в работе с дошкольниками.

 

Используемые современные педагогические технологии:

  • Игровые обучающие технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Информационно – коммуникативные технологии;
  • Технология мастерских (конструирование).

 

Планируемые результаты:

- ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения на дороге;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, участвует в совместных играх;

- может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач;

- понимает необходимость обезопасить себя в темное время суток;

- соблюдает правила поведения на улице, понимает значения сигналов светофора.

Образовательные области: приоритетные - познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, в интеграции – речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, конструирование.

Оборудование для педагога: компьютер, экран, колонки, проектор.

Оборудование для детей: материал для изготовления фликера: основы из фетра, светоотражающие ленты, шаблоны, карандаши, ножницы, клей-карандаши, салфетки.

Этапы

 

Действия педагога

 

Действия детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Организационный этап. Психологический настрой на предстоящую деятельность (3 минуты)

Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада с вами сегодня встретиться! Меня зовут Анастасия Сергеевна. Я работаю воспитателем в стране Светофории, в этой стране мы с ребятами изучаем правила дорожного движения. И сегодня я прибыла к вам неслучайно. Я узнала, что в вашей группе очень умные ребята. Это так? 

Дети слушают и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемы и мотивация детей.

 

 

 

Информационно – коммуникативная технология.

 

 

 

Побуждать детей вступать в диалог

Мы с ребятами просим вас о помощи. Давайте посмотрим видео письмо, в котором ребята расскажут, что же произошло в нашей стране.

Показ видео-обращения команды ЮПИД д/с «Золотой ключик»: дети рассказывают о том, что в стране Светофории поселилась Врединка, которая мешает водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения.

Воспитатель: Ребята, вы сможете нам помочь и восстановить работу страны Светофории? Тогда нам нужно отправляться в путь.

 

 

Дети слушают,  отвечают на просьбу о помощи

II. Основной этап (20 минут)

Актуализация имеющихся знаний у детей о видах транспорта. Активизация словаря.

 

 

 

 

Способствовать принятию решения

 

 

Динамическая пауза

Воспитатель: Для начала нам нужно выбрать вид транспорта, на котором мы отправимся в путешествие

Какой воздушный транспорт вы знаете? Какой наземный вид транспорта вы знаете? А водный?

Молодцы!

Вы знаете так много видов транспорта! (Имя ребенка), выбери, пожалуйста, для нас транспорт, на котором мы отправимся в путешествие.

Воспитатель с детьми под аудиозапись отправляются в путь.

Дети слушают и вступают в диалог. Отвечают на вопросы

 

Самостоятельно называют известные виды транспорта.

 

 

Самостоятельно предлагает решение

 

 

Дети двигаются определенным образом под музыку

 

 

Введение проблемной ситуации

 

 

Информационно – коммуникативная технология.

 

 

Актуализация знаний о правильном расположении сигналов светофора

 

 

Информационно – коммуникативная технология.

 

 

 

 

Использование дидактической игры.

Задача: развивать умение дифференцировать цветовые сигналы светофора.

 

 

 

 

Создание ситуации успеха

Воспитатель: Вот мы и прибыли в страну Светофорию.

Давайте узнаем, что же сделала Врединка в Светофории.

Показ видео обращения команды ЮПИД: ночью, пока все жители страны спали, Врединка сломала все светофоры, и теперь  дорожное движение приостановлено  

Воспитатель: Ребята, а вы знаете правильное расположение цветовых сигналов на светофоре?

Ну, тогда вы точно сможете нам помочь!

Показ на экране дидактической игры «Почини светофор».

Ход игры: на экране поочередно показаны неверные цветовые сигналы светофора и неверное расположение сигналов. Ребенок проговаривает ошибки и предлагает верное расположение цветовых сигналов светофора. После проговаривания верного расположения на экране появляется исправленный светофор.

Ребята, давайте посмотрим на светофоры, которые поломала Врединка. Что здесь не так? Как правильно расположить цвета, чтоб  исправить светофор?

Молодцы! Вы справились с таким сложным заданием!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступают в диалог, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разными способами пытаются решить поставленную перед ними проблему, обсуждают решение.

 

 

 

Постановка проблемы и мотивация детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап формирования новых знаний

 

Обогащение словаря

 

 

Подведение к необходимости конструирования фликера

 

Способствовать принятию решения

 

Динамическая пауза

Но это не единственная пакость, которую сделала Врединка. Также она отключила уличное освещение во всей стране и теперь, когда темнеет, водители не могут увидеть пешеходов, которые переходят через улицу или идут вдоль дороги. Как вы думаете, как пешеходы могут стать заметнее для водителя?

Все ваши идеи очень хорошие! В темное время суток стать заметнее можно с помощью фликера. Это элемент на одежде, который при попадании на него света сам начинает светиться. Давайте скажем вместе слово «фликер».

Я предлагаю вам отправиться в мастерскую по изготовлению фликеров и смастерить для себя такой важный в темное время суток элемент.

(Имя ребенка), на каком транспорте мы отправимся в мастерскую?

Воспитатель с детьми под аудиозапись отправляются в путь.

Рассуждают, высказывают свои мысли, делают предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хоровое проговаривание введенного слова

 

 

 

 

 

Самостоятельно предлагает решение

Дети двигаются определенным образом под музыку

 

Художественно-эстетическое развитие

Задача: научить детей конструировать фликер из светоотражающей ленты

 

 

 

 

Побуждение к самостоятельной постановке задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно – коммуникативная технология.

 

Создание ситуации успеха

 

 

Способствовать принятию решения

 

Динамическая пауза

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь за столы. У вас на столах лежат уже готовые основы из фетра, на них вы будете приклеивать фликеры. Фликер мы будем вырезать из волшебной светоотражающей ленты. Перед вами лежат шаблоны из бумаги. Выберете один понравившийся вам шаблон. Что нам нужно сделать, что получить такую же фигуру на светоотражающей ленте?

Положите шаблон на оборотную сторону ленты и обведите его. Следите за тем, чтоб шаблон был крепко прижат к ленте. Как вы думаете, что теперь нам нужно сделать, чтоб получить фигуру?

Верно! Теперь нужно вырезать фигуру по контуру.

Теперь я предлагаю приклеить вырезанные фигуры к основе из фетра.

Вот и готовы ваши фликеры. Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места. Закрыты ли ножницы, клей? Теперь вы можете прикрепить фликер к себе на одежду с помощью зажима. С таким фликером вы будете заметны в темное время суток. Но не забывайте, что по улицам вы можете ходить только вместе с родителями.

Ребята, а пока вы делали себе фликеры, дети из страны Светофории, научившись у вас, тоже смастерили для себя светоотражатели.

Показ видеообращения команды ЮПИД: дети демонстрируют готовые фликеры, благодарят за помощь и сообщают, что один фликер они подарили Врединке и она пообещала больше не шалить на дорогах страны.

Воспитатель: Ребята, ну а нам пора возвращаться в детский сад. (Имя ребенка), на каком транспорте мы отправимся домой?

Воспитатель с детьми под аудиозапись отправляются в путь.

Садятся за рабочие столы, рассматривают материал. Приступают к выполнению поставленной задачи. Обсуждают, что и как будут делать и что получилось.

 

 

 

 

Самостоятельная постановка задач

 

 

Приступают к выполнению задания. Проявляют аккуратность

 

 

 

 

 

 

Рассматривают готовые изделия.

Приводят в порядок рабочие места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно предлагает решение

Дети двигаются определенным образом под музыку

III. Заключительный этап - аналитический (2 минуты)

Этап анализа ситуации и закрепления полученных знаний

 

 

 

 

 

 

Вот мы снова в детском саду. Вам понравилось в наше путешествие? А в какой стране мы побывали? Как мы помогли жителям страны? Ребята спасибо вам большое за вашу помощь и знания, которыми вы поделились со мной и жителями страны Светофория. Я желаю вам каждый день помнить о правилах дорожного движения и соблюдать их.

Дети самостоятельно или с помощью воспитателя формулируют выводы

 

 

 

Рефлексия

 

В знак того, что мне понравилось путешествовать с вами, я дарю вам улыбку. И если вам тоже понравилось путешествие, то я прошу подарить мне ваши улыбки. На этом наше путешествие окончено. Возвращайтесь к себе в группу, а я отправлюсь обратно в свою страну.

Демонстрируют свое отношение к путешествию