Сафонова Анастасия Сергеевна

Воспитатель МБДОУ "Золотой ключик" с.Покровское

Памятка для родителей: «Проблемы адаптации дошкольников к обучению в школе»

Вот и лето пролетело, впереди 1 сентября.

Поступление в школу – это переломный момент в жизни ребёнка и его родителей. Родители волнуются: Как там ребенок будет один, Справится ли, Не потеряется?. Кем окажется ребенок среди сверстников? Как они его примут и воспримут?

Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе находится под пристальным вниманием психологов.

Продолжительность адаптации обычно проходит от 3-4 недель до 2-х месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. В среднем адаптация может продолжаться от 10-18 дней до 1-3 месяцев (и даже более) и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности, снижением его самооценки снижение работоспособности, успеваемости ребенка, ухудшение памяти, рассредоточение внимания, сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Адаптационные трудности вхождения в школу возникают практически у всех детей.

Позиция педагога по отношению к ребенку отличается от позиции воспитателя детского сада.

Необходимо, чтобы к моменту поступления в школу ребенок достиг определенного уровня интеллектуального, речевого и личностного развития.

А так же значение имеют: хорошее отношение ребёнка к школе, желание идти в школу, активное вовлечение родителей в деятельность школы, академические успехи ребёнка и т. д. Важным условием формирования учебной деятельности является развитие мотивационной сферы.

Легче всего проходит период адаптации у здоровых, хорошо подготовленных к школе детей. Любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания и другие факторы риска, ухудшают состояние ребенка, снижают работоспособность, создают основу для повышенной утомляемости и возникновения школьных трудностей

Очень важно, чтобы родители с должным вниманием и приветливостью, отнеслись к ребенку в этот период, чтобы день поступления в школу запомнился ему на всю жизнь как радостный, как день вступления в новую жизнь. Таким образом, можно сказать, что страх, который переживают дети в дошкольном возрасте перед поступлением в первый класс, более яркий и запоминающийся. Приучая к новым обязанностям, помогая ребенку с ними успешно справляться, вы, родители, облегчаете трудности адаптации и снижаете опасность возникновения девиантного поведения.

В дошкольный период ребенок занимался в основном тем, что ему нравилось и что ему удавалось. Игровой элемент был ведущим и при воспитании усидчивости, сосредоточенности: совместное чтение интересной книги, раскрашивание картинок, составление пазлов и т. д. Кроме того, дома ребенка хвалили гораздо чаще, чем критиковали.

В школе ситуация другая: содержание уроков не всегда бывает интересным,. кроме того необходимо выполнять не очень интересное задание, ребенка окружают сверстники, которые, может быть более способны или насмешливы, недружелюбны. Возникает замкнутый круг: критика первых неудач подавляет уверенность в своих силах и снижает интерес к учебе, что в свою очередь отрицательно действует на успеваемость. В результате возникает нежелание посещать школу. А если ребенок идет на занятия через силу, в подавленном состоянии, то естественно у него не будет ни должного внимания, ни сосредоточенности, ни интереса.

Признаки завершения адаптации:

  • Ребенку нравиться ходить в школу, он с большим удовольствием рассказывает о своих маленьких победах и неудачах;
  • Ребенок хорошо спит, жизнерадостный, активный, любопытный, не жалуется на разнообразные боли (в том числе мнимые, редко болеет;
  • Ребенок самостоятельно одевается и переодевается (как дома, так и в школе, хорошо ориентируется в здании учебного учреждения, без проблем ходит в столовую и туалет, а при необходимости может обратиться к педагогам за помощью;
  • У ребенка появились друзья в классе, он знает их по именам и общим интересам.

Памятка для родителей:

  • Соблюдайте благоприятный и психологический климат в семье: без ссор и истерик
  • Поощряйте ребенка, даже малые успехи, особенно в первые этапы обучения
  • Обязательно разбирайте школьный день — как прошел, что делал, с кем подружился, и т. д.
  • В первое время снижайте требования к оценкам, объясняя, что ребенка любят не за хорошие оценки
  • Найдите дополнительную сферу деятельности, где ребенок хочет себя проявить: в школьных кружках или в иных занятий, только не в ущерб отдыху и развлечениям
  • Максимально обеспечить ребенку полноценный 8-ми часовой сон
  • Обеспечьте полноценное разнообразное питание, возможно давать ребенку печенье, яблоко, воды или сока, с собой

Удачи!

Подготовила педагог-психолог: Глушкова Елена Юрьевна