Сафонова Анастасия Сергеевна

Воспитатель МБДОУ "Золотой ключик" с.Покровское

План по самообразованию на тему "Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"

на 2018-2019 учебный год.

 

Сроки выполнения

Вид самообразования

Результат

Сентябрь

Участие в международном вебинаре "Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению грамоте: методические основы"

Во время участия в вебинаре я изучила методические и теоретические основы обучения грамоте, познакомилась с нетрадиционными методами обучения грамоте. На практике уже начала применять игровые приемы и технологии обучения грамоте

Октябрь

Участие в вебинаре "Подготовка дошкольников к обучению грамоте (ФГОС ДО)"

Во время участия в вебинаре я ознакомилась методикой развития речи дошкольников, воспитанием звуковой культуры речи, формированием грамматического строя речи.

Декабрь - Январь

Приобретение профессиональной литературы по подготовке к обучению грамоте

В январе мною была приобретена литература «Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет. Конспекты занятий». В пособии представлены занятия по обучению чтению детей 6-7-летнего возраста

Январь

Разработка игры «Я учусь читать»

В январе мною была оформлена игра «Я учусь читать». Целью данной игры является обучение детей чтению по слогам в игровой форме. Данная игра пока не применяется мною во время совместной деятельности с детьми. Введение данной игры планируется в подготовительной группе, когда большинство букв будет изучено детьми.

Февраль

Участие в Вебинаре «Формирование читательских умений у дошкольников с использованием образовательной квест-технологии»

Во время вебинара я познакомилась с методикой 

проведения квест-занятия для дошкольников по обучению грамоте.

Апрель

Приобретение кассы букв

Мною была приобретена касса букв, с помощью которой воспитанники самостоятельно или с помощью педагога могут составлять слова по образцу

Май

Участие в вебинаре "Развитие предпосылок обучения грамоте у детей в дошкольной организации и семье"

Во время вебинара я узнала, как создать в семье и ДОО необходимые условия для успешного овладения дошкольником чтением и письмом.

Пояснительная записка по самообразованию

Для самообразования я выбрала тему «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте». Этот вопрос актуален для меня, так как в 2018-2019 учебном году одной из областей непосредственной образовательной деятельности является «Подготовка к обучению грамоте». Эта область является новой для меня, поэтому прежде чем учить этому детей, необходимо самой узнать об этой области как можно больше.

План по самообразованию я составила с учетом занятости, поэтому в каждом месяце у меня по 1 мероприятию. Форма самообразования: просмотр вебинаров, чтение методической литературы, разработка дидактических игр.

 

В сентябре я прослушала вебинар «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению грамоте: методические основы»

На практико-ориентированном вебинаре были рассмотрены следующие вопросы:

  • Методические основы обучения грамоте и развитие фонематического слуха дошкольников при подготовке к школе.
  • Теоретические основы обучения грамоте. Психофизиологическая структура чтения и письма в норме.
  • Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.
  • Фонематическое восприятие. Фонематическое представление. Анализ звукового состава слова. Фонематический синтезом.
  • Нетрадиционные методы обучения грамоте. Глобальный метод обучения письменной речи (Д. Доман, А. Р. Лурия, В. Тарасун).
  • Игровые приемы и технологии обучения грамоте старших дошкольников.

 

В ноябре я прослушала вебинар «Подготовка дошкольников к обучению грамоте (ФГОС ДО)»

Во время вебинара были рассмотрены следующие вопросы:

  • Теоретические основы методики обучения грамоте дошкольников.
  • Понятия «звук» и «буква».
  • Развитие фонематического слуха.
  • Методика развития речи дошкольников.
  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Словарная работа.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие образной речи.
  • Методики выявления уровня развития речи дошкольников.
  • Методика обучения навыкам чтения и письма.

В январе мною была преобретена литература «Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет. Конспекты занятий». В пособии представлены занятия по обучению чтению детей 6-7-летнего возраста, в которых на основе положений ФГОС ДО органично сочетаются различные виды детской деятельности, нацеленные на развитие у ребенка фонематического слуха, внимания, мышления, речи, воображения, пространственных представлений, мелкой моторики рук.

В январе мною была оформлена игра «Я учусь читать». Целью данной игры является обучение детей чтению по слогам в игровой форме. Данная игра пока не применяется мною во время совместной деятельности с детьми. Введение данной игры планируется в подготовительной группе, когда большинство букв будет изучено детьми.

В феврале я приняла участие в вебинаре «Формирование читательских умений у дошкольников с использованием образовательной квест-технологии»

Во время вебинара были рассмотрены следующие вопросы:

  • Понятие квест-технологии. Структура, виды, формы проведения образовательного квеста.
  • Воспитательные и образовательные возможности квест-технологии для формирования читательских умений у дошкольников.
  • Методические основы формирования читательских умений у дошкольников.
  • Теоретические основы обучения грамоте. Психофизиологическая структура чтения и письма. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Анализ звукового состава слова.
  • Методика проведения квест-занятия для дошкольников по обучению грамоте.
  • Принципы построения квестов для детей дошкольного возраста.
  • Задания для детского квеста по обучению грамоте и чтению. Примеры квест-занятий для дошкольников, направленных на формирование читательских умений.

Использовать образовательные квест-технологии я буду в рамках  занятий по подготовке к обучению грамоте.

В апреле мною была приобретена касса букв, с помощью которой воспитанники самостоятельно или с помощью педагога могут составлять слова по образцу.

В мае я приняла участие в вебинаре "Развитие предпосылок обучения грамоте у детей в дошкольной организации и семье". Во время вебинара я узнала, как создать в семье и ДОО необходимые условия для успешного овладения дошкольником чтением и письмом.

Во время вебинара были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Основные направления обучения грамоте в ДОО.
  2. Основные задачи пропедевтической работы по освоению грамоты.
  3. Формы, методы и приемы в обучении предпосылок грамотного чтения и письма.
  4. Роль, значение, основные задачи функционирования книжного уголка в ДОО.
  5. Взаимодействие педагогов и специалистов детского сада в процессе формирования предпосылок к овладению грамотой.
  6. Повышение качества образовательной работы с родителями в вопросе подготовки детей к школе.
  7. Показатели готовности ребенка к обучению чтению и письму.
     

 

Отчет по самообразованию за учебный год.

Для самообразования мною была выбрана тема «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте». Форма самообразования: просмотр вебинаров, чтение методической литературы, разработка дидактических игр.

За учебный год в рамках самообразования я приняла участие в 4 вебинарах – «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению грамоте», «Подготовка дошкольников к обучению грамоте», «Формирование читательских умений у дошкольников с использованием образовательной квест-технологии», «Развитие предпосылок обучения грамоте у детей в дошкольной организации и семье». Мною была разработана игра «Я учусь читать». Целью данной игры является обучение детей чтению по слогам в игровой форме. Так как данная игра может быть использована только одним ребенком, в планах создание нескольких копий этой игры. Также мною была изучена методическая литература «Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет. Конспекты занятий», которая будет использована мною в подготовительной группе.

Благодаря самообразованию я смогла правильно, структурировано преподносить материал детям. По результатам мониторинга большая часть детей умеет соединять буквы в слоги, читать слова, состоящие из 3-4 букв, делить слово на слоги, составлять предложения по образцу.