План по самообразованию на тему "Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"
на 2018-2019 учебный год.
Сроки выполнения |
Вид самообразования |
Результат |
Сентябрь |
Участие в международном вебинаре "Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению грамоте: методические основы" |
Во время участия в вебинаре я изучила методические и теоретические основы обучения грамоте, познакомилась с нетрадиционными методами обучения грамоте. На практике уже начала применять игровые приемы и технологии обучения грамоте |
Октябрь |
Участие в вебинаре "Подготовка дошкольников к обучению грамоте (ФГОС ДО)" |
Во время участия в вебинаре я ознакомилась методикой развития речи дошкольников, воспитанием звуковой культуры речи, формированием грамматического строя речи. |
Декабрь - Январь |
Приобретение профессиональной литературы по подготовке к обучению грамоте |
В январе мною была приобретена литература «Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет. Конспекты занятий». В пособии представлены занятия по обучению чтению детей 6-7-летнего возраста |
Январь |
Разработка игры «Я учусь читать» |
В январе мною была оформлена игра «Я учусь читать». Целью данной игры является обучение детей чтению по слогам в игровой форме. Данная игра пока не применяется мною во время совместной деятельности с детьми. Введение данной игры планируется в подготовительной группе, когда большинство букв будет изучено детьми. |
Февраль |
Участие в Вебинаре «Формирование читательских умений у дошкольников с использованием образовательной квест-технологии» |
Во время вебинара я познакомилась с методикой проведения квест-занятия для дошкольников по обучению грамоте. |
Апрель |
Приобретение кассы букв |
Мною была приобретена касса букв, с помощью которой воспитанники самостоятельно или с помощью педагога могут составлять слова по образцу |
Май |
Участие в вебинаре "Развитие предпосылок обучения грамоте у детей в дошкольной организации и семье" |
Во время вебинара я узнала, как создать в семье и ДОО необходимые условия для успешного овладения дошкольником чтением и письмом. |
Пояснительная записка по самообразованию
Для самообразования я выбрала тему «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте». Этот вопрос актуален для меня, так как в 2018-2019 учебном году одной из областей непосредственной образовательной деятельности является «Подготовка к обучению грамоте». Эта область является новой для меня, поэтому прежде чем учить этому детей, необходимо самой узнать об этой области как можно больше.
План по самообразованию я составила с учетом занятости, поэтому в каждом месяце у меня по 1 мероприятию. Форма самообразования: просмотр вебинаров, чтение методической литературы, разработка дидактических игр.
В сентябре я прослушала вебинар «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению грамоте: методические основы»
На практико-ориентированном вебинаре были рассмотрены следующие вопросы:
- Методические основы обучения грамоте и развитие фонематического слуха дошкольников при подготовке к школе.
- Теоретические основы обучения грамоте. Психофизиологическая структура чтения и письма в норме.
- Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.
- Фонематическое восприятие. Фонематическое представление. Анализ звукового состава слова. Фонематический синтезом.
- Нетрадиционные методы обучения грамоте. Глобальный метод обучения письменной речи (Д. Доман, А. Р. Лурия, В. Тарасун).
- Игровые приемы и технологии обучения грамоте старших дошкольников.
В ноябре я прослушала вебинар «Подготовка дошкольников к обучению грамоте (ФГОС ДО)»
Во время вебинара были рассмотрены следующие вопросы:
- Теоретические основы методики обучения грамоте дошкольников.
- Понятия «звук» и «буква».
- Развитие фонематического слуха.
- Методика развития речи дошкольников.
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Формирование грамматического строя речи.
- Словарная работа.
- Развитие связной речи.
- Развитие образной речи.
- Методики выявления уровня развития речи дошкольников.
- Методика обучения навыкам чтения и письма.
В январе мною была преобретена литература «Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет. Конспекты занятий». В пособии представлены занятия по обучению чтению детей 6-7-летнего возраста, в которых на основе положений ФГОС ДО органично сочетаются различные виды детской деятельности, нацеленные на развитие у ребенка фонематического слуха, внимания, мышления, речи, воображения, пространственных представлений, мелкой моторики рук.
В январе мною была оформлена игра «Я учусь читать». Целью данной игры является обучение детей чтению по слогам в игровой форме. Данная игра пока не применяется мною во время совместной деятельности с детьми. Введение данной игры планируется в подготовительной группе, когда большинство букв будет изучено детьми.
В феврале я приняла участие в вебинаре «Формирование читательских умений у дошкольников с использованием образовательной квест-технологии»
Во время вебинара были рассмотрены следующие вопросы:
- Понятие квест-технологии. Структура, виды, формы проведения образовательного квеста.
- Воспитательные и образовательные возможности квест-технологии для формирования читательских умений у дошкольников.
- Методические основы формирования читательских умений у дошкольников.
- Теоретические основы обучения грамоте. Психофизиологическая структура чтения и письма. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Анализ звукового состава слова.
- Методика проведения квест-занятия для дошкольников по обучению грамоте.
- Принципы построения квестов для детей дошкольного возраста.
- Задания для детского квеста по обучению грамоте и чтению. Примеры квест-занятий для дошкольников, направленных на формирование читательских умений.
Использовать образовательные квест-технологии я буду в рамках занятий по подготовке к обучению грамоте.
В апреле мною была приобретена касса букв, с помощью которой воспитанники самостоятельно или с помощью педагога могут составлять слова по образцу.
В мае я приняла участие в вебинаре "Развитие предпосылок обучения грамоте у детей в дошкольной организации и семье". Во время вебинара я узнала, как создать в семье и ДОО необходимые условия для успешного овладения дошкольником чтением и письмом.
Во время вебинара были рассмотрены следующие вопросы:
- Основные направления обучения грамоте в ДОО.
- Основные задачи пропедевтической работы по освоению грамоты.
- Формы, методы и приемы в обучении предпосылок грамотного чтения и письма.
- Роль, значение, основные задачи функционирования книжного уголка в ДОО.
- Взаимодействие педагогов и специалистов детского сада в процессе формирования предпосылок к овладению грамотой.
- Повышение качества образовательной работы с родителями в вопросе подготовки детей к школе.
- Показатели готовности ребенка к обучению чтению и письму.
Отчет по самообразованию за учебный год.
Для самообразования мною была выбрана тема «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте». Форма самообразования: просмотр вебинаров, чтение методической литературы, разработка дидактических игр.
За учебный год в рамках самообразования я приняла участие в 4 вебинарах – «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению грамоте», «Подготовка дошкольников к обучению грамоте», «Формирование читательских умений у дошкольников с использованием образовательной квест-технологии», «Развитие предпосылок обучения грамоте у детей в дошкольной организации и семье». Мною была разработана игра «Я учусь читать». Целью данной игры является обучение детей чтению по слогам в игровой форме. Так как данная игра может быть использована только одним ребенком, в планах создание нескольких копий этой игры. Также мною была изучена методическая литература «Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет. Конспекты занятий», которая будет использована мною в подготовительной группе.
Благодаря самообразованию я смогла правильно, структурировано преподносить материал детям. По результатам мониторинга большая часть детей умеет соединять буквы в слоги, читать слова, состоящие из 3-4 букв, делить слово на слоги, составлять предложения по образцу.