Сафонова Анастасия Сергеевна

Воспитатель МБДОУ "Золотой ключик" с.Покровское

Программа проектной деятельности в старшей группе «В мире живописи»

Актуальность проекта

    Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

   Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях. В работах  Н.М.Зубаревой, Т.Г.Казаковой,  Р.М.Чумичевой и других представлены показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной  Т.С.Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств  в  учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Цель проекта: ознакомление старших дошкольников с направлениями живописи  для развития  художественно-эстетического восприятия.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для развития художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.
  2. Познакомить детей с жанрами и направлениями живописи;
  3. Формировать интерес к живописи;
  4. Развивать речь детей посредством описания картин.

Ожидаемые результаты:

  1. Изменение показателей художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.
  2. Дети самостоятельно смогут различать направления живописи;
  3. Повышение показателей речевого развития
  4. Создание мини-галереи «В мире живописи»

Тип проекта: краткосрочный

Сроки реализации: 17.06.2019 – 28.06. 2019 г.

 

Перспективное планирование проектной деятельности

 

Дата

Тема

Цель

Виды деятельности

17.06.2019

Жанры живописи. Пейзаж

Познакомить детей с понятием «пейзаж», его изображением в картине

Беседа, просмотр репродукций, рисование, д/игры

18.06.2019

Жанры живописи. Портрет

Познакомить детей с портретной живописью. Учить внимательно рассматривать картины, находить характерные особенности и детали, которые являются частью изображения.

Беседа, просмотр репродукций, рисование, д/игры

19.06.2019

Жанры живописи. Натюрморт

Познакомить с натюрмортом, вызвать желание любоваться картинами, вызвать эмоциональные переживания.

Беседа, просмотр репродукций, рисование, д/игры

20.06.2019

Художники-живописцы

Знакомство с творчеством художников В.М.Васнецова, И.Айвазовского,

З.Серебряковой,

Беседа, просмотр репродукций, рисование, д/игры, описание картин, прослушивание музыкальных произведений

21.06.2019

Импрессионизм

Знакомство с новым направлением живописи, знакомство с творчеством Клода Моне

Беседа, просмотр репродукций, рисование, д/игры, описание картин

24.06.2019

Графика

Познакомиться с направлением и его представителями, познакомиться с техникой «штриховка»

Беседа, просмотр репродукций, рисование

25.06.2019

Минимализм

Познакомиться с направлением и его представителями

Беседа, просмотр репродукций, рисование

26.06.2019

Кубизм

Познакомиться с направлением и его представителями, вызвать желание любоваться картинами, вызвать эмоциональные переживания

Беседа, просмотр репродукций, рисование

27.06.2019

Живопись и музыка

Учиться на бумаге передавать настроение музыкального произведения

Рисование, прослушивание музыкальных произведений, беседа

28.06.2019

Повторение. Создание мини-галереи

Закрепить весь пройденный материал.

Беседа, д/игры

 

Дидактические игры для старших дошкольников на образное ощущение колорита

        Для восприятия произведений изобразительного искусства ребенку необходимо освоить цветовое богатство красок. Только после того, как дети хорошо узнают цвета и их оттенки, можно приступать к работе по различению холодной и теплой гаммы цветов.

Холодная гамма цветов – это голубой, белый, синий, фиолетовый, черный, зеленый и их градации. Господство холодных тонов в картине создает холодный колорит, связанный с тематическим и образным своеобразием данного художественного произведения. Холодные тона эмоционально близки таким состояниям настроения, как грусть, тоска, печаль и т.д.

Теплая гамма тонов – это красный, желтый, оранжевый, розовый, коричневый и их градации. Господство тонов теплой гаммы  в произведениях живописи создает теплый колорит. Он эмоционально связан с такими понятиями, как радость, добро, свет и т.д., то есть с теми жизненными явлениями и состояниями, которые в восприятии человека ассоциируются с ощущениями гармонии и благополучия.

Активное освоение холодной и теплой  гаммы цветов поможет детям органично воспринять характер и настроение произведений живописи.

Игра «Угадай, кто я»

Воспитатель показывает тот или иной флажок, и дети называют предметы того же цвета.

Игра «Я ошибся»

Воспитатель показывает флажок и называет понятие, не соответствующее эмоционально и логически данному цвету. Дети должны исправить ошибку, объяснив, в чем она заключается. Например: черный флажок воспитатель определяет как огонь, дети исправляют: огонь – несет в себе тепло, значит, флажок должен быть теплого цвета: красным или желтым.

Разминка «Если бы я был художником», то нарисовал бы маму, папу, бабушку, друга, сегодняшний день, свое настроение … тем или иным цветом. Ребенок должен не просто предложить цвет, но и объяснить, почему он его выбрал. Цель: формировать ассоциативную связь между явлениями действительности и эмоциональным значением того или иного цвета.

Упражнения на составление цветовых композиций

Задание 1. Составить цветовую композицию понятий: зима, лето, осень, весна – на основе преобладаний в природе тех или иных цветов, характерных для данного времени года.

Задание 2.Составить цветовую композицию понятий: тепло, холод, снег, огонь, свеча, мороз, жар – на основе эмоциональной и психологической окрашенности данных понятий в восприятии.

Задание 3. Составить цветовую композицию понятий: печаль, радость, праздничное настроение,  обида, дружба, ссора – на основе ассоциативного восприятия соотношения цвета и состояния души.

Отчет по проектной деятельности «В мире живописи»

в старшей группе.

Во время проектной деятельности воспитанники познакомились с жанрами живописи: портрет, пейзаж, натюрморт. Воспитанники самостоятельно могут различать жанры живописи. Также воспитанники познакомились с направлениями живописи: импрессионизм, кубизм, минимализм. Дети знают и различают холодные и теплые цвета и их оттенки. Воспитанники знают известных художников, которые были упомянуты в рамках проекта: И.Шишкин, И.Айвазовский, Клод Моне, Пабло Пикассо, В.Васнецов. Воспитанники самостоятельно или с помощью воспитателя составляли описательный рассказ по репродукциям. Во время проектной деятельности воспитанники нарисовали натюрморт, «Впечатление. Восход солнца» (по репродукции Клода Моне), выполнили штриховку фигур и аппликацию «Кубизм».

Итак, можно сделать вывод, что воспитанники получили новые знания в области художественного развития, стали увереннее рисовать, могут различать разные жанры и направления живописи.