Программа проектной деятельности в старшей группе «В мире живописи»
Актуальность проекта
Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.
Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях. В работах Н.М.Зубаревой, Т.Г.Казаковой, Р.М.Чумичевой и других представлены показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной Т.С.Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Цель проекта: ознакомление старших дошкольников с направлениями живописи для развития художественно-эстетического восприятия.
Задачи проекта:
- Создать условия для развития художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.
- Познакомить детей с жанрами и направлениями живописи;
- Формировать интерес к живописи;
- Развивать речь детей посредством описания картин.
Ожидаемые результаты:
- Изменение показателей художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.
- Дети самостоятельно смогут различать направления живописи;
- Повышение показателей речевого развития
- Создание мини-галереи «В мире живописи»
Тип проекта: краткосрочный
Сроки реализации: 17.06.2019 – 28.06. 2019 г.
Перспективное планирование проектной деятельности
Дата |
Тема |
Цель |
Виды деятельности |
17.06.2019 |
Жанры живописи. Пейзаж |
Познакомить детей с понятием «пейзаж», его изображением в картине |
Беседа, просмотр репродукций, рисование, д/игры |
18.06.2019 |
Жанры живописи. Портрет |
Познакомить детей с портретной живописью. Учить внимательно рассматривать картины, находить характерные особенности и детали, которые являются частью изображения. |
Беседа, просмотр репродукций, рисование, д/игры |
19.06.2019 |
Жанры живописи. Натюрморт |
Познакомить с натюрмортом, вызвать желание любоваться картинами, вызвать эмоциональные переживания. |
Беседа, просмотр репродукций, рисование, д/игры |
20.06.2019 |
Художники-живописцы |
Знакомство с творчеством художников В.М.Васнецова, И.Айвазовского, З.Серебряковой, |
Беседа, просмотр репродукций, рисование, д/игры, описание картин, прослушивание музыкальных произведений |
21.06.2019 |
Импрессионизм |
Знакомство с новым направлением живописи, знакомство с творчеством Клода Моне |
Беседа, просмотр репродукций, рисование, д/игры, описание картин |
24.06.2019 |
Графика |
Познакомиться с направлением и его представителями, познакомиться с техникой «штриховка» |
Беседа, просмотр репродукций, рисование |
25.06.2019 |
Минимализм |
Познакомиться с направлением и его представителями |
Беседа, просмотр репродукций, рисование |
26.06.2019 |
Кубизм |
Познакомиться с направлением и его представителями, вызвать желание любоваться картинами, вызвать эмоциональные переживания |
Беседа, просмотр репродукций, рисование |
27.06.2019 |
Живопись и музыка |
Учиться на бумаге передавать настроение музыкального произведения |
Рисование, прослушивание музыкальных произведений, беседа |
28.06.2019 |
Повторение. Создание мини-галереи |
Закрепить весь пройденный материал. |
Беседа, д/игры |
Дидактические игры для старших дошкольников на образное ощущение колорита
Для восприятия произведений изобразительного искусства ребенку необходимо освоить цветовое богатство красок. Только после того, как дети хорошо узнают цвета и их оттенки, можно приступать к работе по различению холодной и теплой гаммы цветов.
Холодная гамма цветов – это голубой, белый, синий, фиолетовый, черный, зеленый и их градации. Господство холодных тонов в картине создает холодный колорит, связанный с тематическим и образным своеобразием данного художественного произведения. Холодные тона эмоционально близки таким состояниям настроения, как грусть, тоска, печаль и т.д.
Теплая гамма тонов – это красный, желтый, оранжевый, розовый, коричневый и их градации. Господство тонов теплой гаммы в произведениях живописи создает теплый колорит. Он эмоционально связан с такими понятиями, как радость, добро, свет и т.д., то есть с теми жизненными явлениями и состояниями, которые в восприятии человека ассоциируются с ощущениями гармонии и благополучия.
Активное освоение холодной и теплой гаммы цветов поможет детям органично воспринять характер и настроение произведений живописи.
Игра «Угадай, кто я»
Воспитатель показывает тот или иной флажок, и дети называют предметы того же цвета.
Игра «Я ошибся»
Воспитатель показывает флажок и называет понятие, не соответствующее эмоционально и логически данному цвету. Дети должны исправить ошибку, объяснив, в чем она заключается. Например: черный флажок воспитатель определяет как огонь, дети исправляют: огонь – несет в себе тепло, значит, флажок должен быть теплого цвета: красным или желтым.
Разминка «Если бы я был художником», то нарисовал бы маму, папу, бабушку, друга, сегодняшний день, свое настроение … тем или иным цветом. Ребенок должен не просто предложить цвет, но и объяснить, почему он его выбрал. Цель: формировать ассоциативную связь между явлениями действительности и эмоциональным значением того или иного цвета.
Упражнения на составление цветовых композиций
Задание 1. Составить цветовую композицию понятий: зима, лето, осень, весна – на основе преобладаний в природе тех или иных цветов, характерных для данного времени года.
Задание 2.Составить цветовую композицию понятий: тепло, холод, снег, огонь, свеча, мороз, жар – на основе эмоциональной и психологической окрашенности данных понятий в восприятии.
Задание 3. Составить цветовую композицию понятий: печаль, радость, праздничное настроение, обида, дружба, ссора – на основе ассоциативного восприятия соотношения цвета и состояния души.
Отчет по проектной деятельности «В мире живописи»
в старшей группе.
Во время проектной деятельности воспитанники познакомились с жанрами живописи: портрет, пейзаж, натюрморт. Воспитанники самостоятельно могут различать жанры живописи. Также воспитанники познакомились с направлениями живописи: импрессионизм, кубизм, минимализм. Дети знают и различают холодные и теплые цвета и их оттенки. Воспитанники знают известных художников, которые были упомянуты в рамках проекта: И.Шишкин, И.Айвазовский, Клод Моне, Пабло Пикассо, В.Васнецов. Воспитанники самостоятельно или с помощью воспитателя составляли описательный рассказ по репродукциям. Во время проектной деятельности воспитанники нарисовали натюрморт, «Впечатление. Восход солнца» (по репродукции Клода Моне), выполнили штриховку фигур и аппликацию «Кубизм».
Итак, можно сделать вывод, что воспитанники получили новые знания в области художественного развития, стали увереннее рисовать, могут различать разные жанры и направления живописи.